Закон Парето в бизнесе и продажах

Принцип Парето (в разных источниках — закон, метод, критерий, теория, правило 80 на 20) — это основа оптимизации различных процессов. Исключением не являются и бизнес-процессы, в которых Парето эффективность имеет решающее значение.

Суть этого принципа заключается в том, что разные факторы вносят неравномерный вклад в результат. Анализ позволяет выявить, какие из них являются более эффективными, какие — менее. И, как следствие — имеет смысл не работать над неэффективными факторами, а тратить ресурсы только на оптимизацию эффективных.

Можно ли отступать от чисел 80 и 20 в этом правиле? Безусловно, в отдельном бизнесе может оказаться, что 10% клиентов приносят 90% прибыли. Или мы будем иметь числа 30 и 70 соответственно. Здесь нет ничего страшного. Это значит, что числа 80 и 20 не имеют «сакрального» характера. Они установлены экспериментальным путем, но, как правило, очень близки к реальным цифрам в вашем бизнесе.

Должна ли сумма цифр быть равна 100%? Нет! Вовсе не обязательно. 10% факторов могут приносить 99% процентов результата. Ведь когда мы говорим о первом и втором числе — мы говорим о разных явлениях, которые обычно находятся в прямой или косвенной зависимости, а не об одном явлении, которое можно принять за 100%.

По какому принципу определять долю наиболее эффективных факторов в каждом конкретном случае? Это число определяется эмпирическим путем. Главный признак — при выходе за пределы этой доли (в процентах) РЕЗКО падают результаты. Моя рекомендация — постройте соответствующий график (кривую) или диаграмму и все наглядно увидите по характеру этой кривой.

кривая диаграмма принципа парето (правило 80 на 20) - пример

Правило Парето отлично применяется для оптимизации бизнес-процессов. Ведь и сам и Вильфредо Парето — автор этого закона, был, в том числе, экономистом.

Как применяется правило Парето в бизнесе?

На основании этой закономерности можно сделать следующие выводы, которые подтверждаются опытным путем:

  • 20% ваших клиентов приносят 80% прибыли;
  • 20% клиентов занимают 80% вашего времени;
  • и даже так: 20% клиентов выносят 80% вашего мозга.

Как правило, те 20% клиентов, которые занимают 80% времени, не совпадают с теми 20%, которые выносят 80% вашего мозга. Нужно их вычислить. Нужно их «уволить».

Принцип Парето в продажах

В сфере продаж правило дает следующие выводы:

  • 20% рекламных каналов приносят 80% заявок;
  • 20% менеджеров по продажам из вашей компании обеспечивают 80% прибыли от сделок;
  • 20% возражений препятствуют заключению 80% сделок.

Проблема многих предпринимателей в том, что они сами не хотят работать эффективно. Типичная ситуация в таких бизнесах — суеты много, а денег нет. Особенно это касается сферы услуг с длительным исполнением (например, юридические услуги). Зачастую большая часть ресурсов (времени, расходов) тратится на клиентов, которые не приносят большую часть прибыли. Из-за этого не привлекаются новые клиенты, потому что времени якобы нет.

Поэтому, прямо сейчас рассмотрите все грани вашего бизнеса с помощью правила Парето! Посмотрите на:

  • прибыль;
  • клиентов;
  • работников;
  • партнеров;
  • время.

Что можно делать с неэффективными факторами?

  • приложить усилия и попытаться сделать их эффективными;
  • если не получилось первое — вырезать, выбросить, выгнать и забыть, без всякого зазрения совести.

Только учитывайте, что один и тот же фактор в вашем бизнесе может иметь значение для разных результатов. Проанализируйте эту сторону, прежде чем применять принцип Парето для оптимального решения.

Освободите 80% ресурсов в вашем бизнесе и направьте их в нужное русло. Выделяйте большую часть ваших ресурсов тем клиентам, которые этого действительно заслуживают. Направьте 80% освободившегося времени на оптимизацию системы продаж, тестирование рекламы или масштабирование бизнеса.

Главный ресурс — это время. Особое внимание обратите на него. Даже если освобожденные 80% времени вы потратите просто на отдых, который вы не позволяли себе уже три года — будет просто замечательно.